Елена Маргулец

Елена Маргулец, директор концертно-туристического агентства «Ледаро» о бизнесе и о себе.

С чего все началось?

В девяностые годы у нас в городе существовало модельное агентство  «BestoftheBest». Мы представляли коллекции нижегородских  кутюрье и  магазинов одежды.  Как-то мой знакомый из Москвы предложил устроить концерт Натальи Ветлицкой в том клубе, где проводились показы. Это, кстати, был единственный  раз, когда  певица посетила наш город. Потом решили организовать еще несколько концертов. Постепенно разовые проекты стали перерастать в постоянные. А когда я стала работать в  «Юпитере», мы организовали концерт Владимира Кузьмина для тысячного зала.

Большая ли у вас команда?

 Когда тебе двадцать лет, заниматься такими проектами - огромное удовольствие. Тогда концертная деятельность даже  не рассматривалась как работа или бизнес. Но если «прикипаешь» к работе, понимаешь, что  нужно развиваться. Со временем справляться в одиночку стало сложно. Потребовался персонал, офис и, так незаметно, все это переросло в бизнес. Каждый сотрудник занят своим делом: кто-то отвечает за бухгалтерию, кто-то за логистику, кто-то занимается связями с артистами.  Но в день мероприятия  на работу выходят все, и круг задач расширяется. Сейчас в компании десять человек, но иногда наша команда увеличивается! Если предстоит крупное событие, мы привлекаем подрядчиков.

Как вы выбираете, какого артиста привезти? Есть ли какая-то аналитика или это  чутье?

Любой концерт пропускаешь через себя – приглашаешь  тех, кто нравится.  По другому, наверное, невозможно. Обычно артисты выстраивают свой тур по стране и предлагают организатору участие в нем. Концерт в любом случае состоится в этом городе, а организатор решает, готов он вложить в это мероприятие деньги  или нет. Если он на себя не берет финансовую ответственность, то другая компания проведет этот концерт.  Концертная деятельность – это казино. Всегда приходится рисковать деньгами. Меня раньше спрашивали, играю ли я в казино? Да, на работе -  постоянно.

Что же влияет на успех концерта?

В этом бизнесе влияет все: кризис, погода, даже выборы. Если на улице  пасмурно и сыро, людям захочется куда-то сходить, а если выходные выдались солнечными, не исключено, что все разъедутся за город. Раньше, как только начинались выборы, все кассовые продажи вставали. Люди не интересовались культурными мероприятиями, все, видимо, работали на выборах. 

Можно ли предугадать, какой концерт будет удачным?

Десять лет назад можно было что-то предугадать, но сейчас это становится все сложнее.  У каждого артиста есть свои поклонники, нужно понимать, насколько   много таких людей. Наша компания может позволить себе крупные мероприятия. Чем больше событие, тем больше доход, но и риски выше.

Как раскрутить концерт?

Это давно известно. Чтобы максимально оповестить город о предстоящем мероприятии, нужно использовать все средства, которые существуют: от наружной рекламы  до интернета. Хотя когда-то  было достаточно повесить афишу на кассе. Сейчас наружная реклама  примелькалась, ее стало  слишком много.  Каждый раз приходится придумывать какие-то новые способы и «фишки». Кстати, мы первыми начали раздавать флаеры в Нижнем Новгороде. 

До сих пор невозможно понять, какой именно источник информации  влияет на решение человека сходить на концерт. Реклама, видимо, действует постепенно: сначала  увидел афишу, потом услышал ролик по радио и, в конце концов, принял решение приобрести билет.

Кто ставит условия: артист или организатор?

Естественно, артист диктует свои условия. Иногда перед организатором стоит обязательство не только отдать гонорар, но и  выплатить проценты, если продажи идут хорошо.

 У иностранных продюсерских компаний очень жесткие условия. Я до сих пор помню райдер  DeepPurple – это была книжечка, где все пункты были прописаны От и До. У всех артистов разный подход. Я всегда говорю журналистам, что райдер – это не список желаний артиста, это помощь организаторам. Если он прописан четко, у нас меньше шансов совершить ошибку. Раньше любое пожелание артиста тут же исполнялось, но сейчас, если этого пункта нет в райдере, организатор может отказать.

Почему хорошая звезда может быть с плохим звуком?

Иногда, если проект  убыточный, организаторы предлагают сократить расходы, но вряд ли это делается в  ущерб звуку. Возможно, это связано с тем, что иногда  артисты везут с собой туровый, своего рода «походный», аппарат. Многое  также зависит от профессионализма звукорежиссера и техников. Например, у Эворы Сезарии работал настоящий профессионал. На ее концерте был прекрасно выстроен звук и свет, даже специальные световые заливки закупались именно для конкретного концерта.

 Каких площадок не хватает?

Не стоит забывать, что мы живем в Нижнем Новгороде! Пользуемся теми площадками, которые у  нас есть. Больше всего не хватает хорошего концертного зала на три тысячи мест. Иногда не достает площадок для проведения корпоративных мероприятий. Хотя некоторые компании можно пригласить во Дворец спорта и провести, например, прекрасное новогоднее ледовое шоу для всех сотрудников.

Есть ли у нашего концертного рынка региональные особенности? Чем мы  отличаемся от других провинций?

Нижегородцы  «долго запрягают»... «А что там за мероприятие прошло? Это событие еще в одном городе было? И по всей стране, говорят, состоялось? Ну, раз вся страна посмотрела, мы еще подумаем, и, возможно, тоже пойдем», - так рассуждали всегда.  Нижний Новгород чопорный купеческий город, а долгое время Горький  и вовсе был закрытым.  Возможно, именно поэтому у нас сложился такой менталитет. 

Какой этап подготовки концерта для вас самый сложный?

              За восемнадцать лет для меня в этой работе уже не осталось ничего сложного. Немножко меняется происходящее на сцене, меняется райдер. Но если бы концертная деятельность была рутиной, я бы этим не занималась. Все же это творчество.

Как  часто вы сталкиваетесь с непредсказуемыми ситуациями?

Они случаются постоянно. Задача организатора всегда быть к ним готовым. Я воспитываю в  своих сотрудниках умение мгновенно решать любой вопрос  всеми возможными способами.  Если не пускают в дверь, нужно идти сквозь стены, в окно, как угодно, но неразрешимых проблем не бывает.  Любые  задачи можно решить. Выход там же , где и вход….

Есть ли в городе мода на события?

Если музыка тебе не интересна, ты не пойдешь на концерт. Публика предпочитает тратить деньги и время только на то, что нравится.  Даже если исполнитель модный, ты сначала послушаешь, а уже потом решишь, стоит ли пойти на концерт.

Какие музыкальные предпочтения у публики в этом городе?

Все зависит от вкуса. Предпочтения у всех разнообразные. Раньше на концерты ходил определенный возрастной сегмент, а сейчас можно встретить много молодежи. На Стаса Михайлова, кстати, очень много молодых девушек приходит!

Есть ли у вас мечта кого-нибудь привести в наш город?

Мне бы хотелось привезти в наш город качественное шоу. Кроме цирка DuSoleil  существует множество профессиональных и талантливых шоу-программ.

Кроме того, мы давно ведем переговоры с Вячеславом Полуниным. Было бы интересно показать его шоу в  Нижнем Новгороде.

Из зарубежных артистов было бы интересно привезти Стинга, хотя проект дорогостоящий, и скорее всего, возникнут сложности с поиском подходящей площадки.

Что проще провести:  традиционный концерт, шоу или спектакль?

Все зависит от мероприятия. Если мы говорим о спектакле, в котором задействована труппа из пятидесяти человек и нужно монтировать декорации, то, конечно  же, подготовить его сложнее. В Нижнем Новгороде любят хорошие постановки, а они, как правило, дорогостоящие. Театральная публика – это интеллигентные люди с небольшим достатком. Они не могут себе позволить дорогие билеты. Люди, у которых есть деньги, к сожалению, не ходят в театр, они поглощены своей работой.

Раньше активное участие в жизни наших театров принимали меценаты. Мы снова хотим возродить эту  традицию. Сейчас мы готовим проект «Меценаты Нижнего» совместно с Театром Оперы и Балета. Уже весной публике будет представлен музыкальный спектакль «Коко Шанель. Страницы жизни». Имя Коко Шанель у всех ассоциируется с неким шиком. Это будет не просто спектакль, а пышное событие с красными дорожками и шампанским. Закрытый показ состоится 26 марта. Все средства с продаж билетов пойдут на благотворительность, в помощь  театру. Кроме того, это хороший повод приобщить к искусству обеспеченных людей, которые могут сделать свой вклад в развитие театрального искусства.  Думаю, это будет интересно. Событие уже получило широкий резонанс в России.

Случалось ли так, чтобы  концерт, на который не рассчитывали,  неожиданно выстрелил?

Была такая история. К нам в девяносто восьмом приезжала «Машина времени». За неделю до концерта было продано всего тридцать процентов билетов. Я  стала приглашать знакомых, чтобы зал не был пустым и, даже собралась продавать свой автомобиль. К счастью, я не успела раздать много билетов. Буквально за два дня до концерта раскупили все. В зале был аншлаг, люди сидели даже на ступеньках. 

Для вас это просто бизнес или любимое дело?

Я уже не могу отказаться от этого дела, это неизлечимая зависимость. Мне в этой работе нравится все;  для меня не составляет труда  встречать артистов в шесть утра и не спать больше суток. Хотя сейчас уже нет такой необходимости, потому  что есть надежная команда. Концертная деятельность не приносит огромных денег моей компании, иногда даже бывает убыточной. Но когда ты заходишь в зал во время концерта, чувствуешь энергетику и видишь счастливые лица  зрителей, приятно ощущать себя частью  всего организационного процесса. Отказаться от этого удовольствия уже невозможно.